13.01.2022
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями
Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты – эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование компетенций в области психологии и педагогики, самокритичность, эрудиция и целеустремленность.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ, спроектирована на принципе «построения взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур аттестации, базирующихся на требованиях профессионального стандарта».
С учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей. Индивидуальным образовательным маршрутом педагога называют целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя.
Выбор формы индивидуального маршрута педагога как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин. Индивидуальный образовательный маршрут педагога — это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период). Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории повышения квалификации. Педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут самостоятельно, с учетом предложений внешних методических служб и характера внутрикорпоративной культуры развития кадров. Акцент на разностороннюю подготовку учителя должен сочетаться с решением ранее обозначенных задач по расширению зоны взаимодействия субъектов образовательной деятельности и, как следствие, повышению открытости образования, которое в конечном итоге нацелено на развитие личности ребенка.