РП биология 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Выдринская средняя общеобразовательная школа»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
(МАОУ «Выдринская СОШ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
на 2022-2023 учебный год
5 класс

Составила:
учитель биологии
I категории
Евсеева М.А.

с.Выдрино
2022 г.

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной
программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются
возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного
общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные,
метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах,
умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового
образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:









формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических
систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических
систем, в том числе и организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности
собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в
природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:





приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном
существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования
и наблюдения за состоянием собственного организма;




освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне
основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5
классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и
др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое
целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология,
экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач,
ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками
(математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической
деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и
инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск
информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература,
справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение,
классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с
увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения
(инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий
организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки.
Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные
препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и
светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом.
3. Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —
наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым
микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у
растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие,
раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы),
классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни.
Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно
приготовленного микропрепарата).
2. Ознакомление с принципами систематики организмов.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды
обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах.
Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители,
потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры
природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины
неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные
и культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).
2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом
численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные
экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их
предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ.
Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной
территории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно
обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:


отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:



готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:



готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности
человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:



понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:



ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;



понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;



развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:







ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:



активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:





ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:





адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:


выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);



устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;



с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;



выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;



выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;



самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:



использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;



формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;



формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию,
мнение;



проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию
различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;



оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;



запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:



воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;



выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;



распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;



понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;



публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);



самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической



проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной учебной задачи;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;



планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;



овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические
знания;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);



самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;



составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом
биологическом объекте;



делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;



вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;



оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:



различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;



выявлять и анализировать причины эмоций;



ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;



регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:



осознанно относиться к другому человеку, его мнению;



признавать своё право на ошибку и такое же право другого;



открытость себе и другим;



осознавать невозможность контролировать всё вокруг;



овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать
объекты живой и неживой природы;



перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических
знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—5);



приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и
зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;



иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание,
транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;



применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология,
цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система
органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость,
рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное
сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;



различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные
организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники,
бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли;
ландшафты природные и культурные;



проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять
существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,
характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений,
животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;



раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной,
внутриорганизменной), условиях среды обитания;



приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания,
взаимосвязи организмов в сообществах;



выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;



аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение
природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;



раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;



демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике,
предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;



выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников;
описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом;
знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);



применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент):
проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и
явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;



владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании
биологических объектов;



соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;



использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии,
справочные материалы, ресурсы Интернета;



создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат
изучаемого раздела биологии.

№

Тема
урока

Сро
ки

1

Биология - наука07.09
о живой природе.
Изучение нового
материала

2

Свойства живого.14.09
Комбинированный

3

Основное содержание по
УУД и личностные результатыХарактеристика основных ЦОК
темам рабочей программы которые будут сформированы видов деятельности
в рамках изучения раздела
обучающихся
Тема 1. Биология – наука о
живом мире.
Личностные: Постепенно
Человек и природа. Живые выстраивать собственное
организмы — важная часть целостное мировоззрение
природы. Зависимость жизни Регулятивные УУД:
первобытных людей от
— составлять план текста;
природы. Охота и
— под руководством учителя
собирательство. Начало
оформлять отчет, включающий
земледелия и скотоводства. описание наблюдения, его
Культурные растения и
результаты, выводы;
домашние животные. Наука о
живой природе – биология. Познавательные УУД:
— владеть таким видом
изложения текста, как
Отличие живых тел от тел
неживой природы. Признаки повествование;
— под руководством учителя
живого: обмен веществ,
проводить непосредственное
питание, дыхание, рост,
наблюдение;
развитие, размножение,
раздражимость. Организм — — получать биологическую
информацию из различных
единица живой природы.
источников;
Органы организма, их
функции. Согласованность — определять отношения
объекта с другими объектами;
работы органов,
— определять существенные
обеспечивающая
жизнедеятельность организмапризнаки объекта.
как единого целого
Коммуникативные УУД:
- уметь самостоятельно
определять общие цели и
распределять роли при работе в
группах

Методы изучения
природы.
21.09
Комбинированный

Использование
биологических методов для
изучения любого живого
объекта. Общие методы
изучения природы:
наблюдение, описание,
измерение, эксперимент.
Использование сравнения и
моделирования в
лабораторных условиях

Выявлять взаимосвязь
Resh.edu.r
человека и других живых
u
организмов, оценивать её
Урок 1.
значение. Приводить примеры
знакомых культурных
растений и домашних
животных. Характеризовать
особенности и значение науки
биологии.
Анализировать задачи,
стоящие перед учёнымибиологами
Характеризовать свойства
живых организмов.
Сравнивать проявление
свойств живого и неживого.
Анализировать стадии
развития растительных и
животных организмов,
используя рисунок учебника.
Характеризовать органы
живого организма и их
функции, используя рисунок
учебника.
Формулировать вывод о
значении взаимодействия
органов живого организма

Resh.edu.r
u
Урок 2.

4.

Увеличительные28.09
приборы.
Лабораторная
работа №1
«Изучение
устройства
увеличительных
приборов»
Научная
лаборатория.
Практикум

5-6

Строение клетки.05.10
Лабораторная 12.10
работа №2
«Знакомство с
клетками
растений»
Научная
лаборатория.
Комбинированный

Личностные:
Объяснять назначение
Resh.edu.r
Необходимость
-осознавать единство и
увеличительных приборов. u
использования
Урок 4.
увеличительных приборов целостность окружающего мира, Различать ручную и
при изучении объектов живойвозможность его познаваемости штативную лупы, знать
величину получаемого с их
природы. Увеличительные на основе достижений науки
Регулятивные УУД:
помощью увеличения.
приборы: лупы ручная,
-работая
по
плану
сравнивать
Изучать устройство
штативная, микроскоп. Р. Гук,
свои
действия
с
целью
микроскопа и соблюдать
А. ван Левенгук. Части
-сравнивать
объекты
под
правила работы с
микроскопа. Микропрепарат.
микроскопом с их изображением микроскопом.
Правила работы с
на рисунках и определять их
Сравнивать увеличение лупы
микроскопом.
Познавательные УУД:
и микроскопа.
— оформлять результаты
Получать навыки работы с
лабораторной работы в рабочей микроскопом при изучении
тетради;
готовых микропрепаратов.
— работать с текстом и
Соблюдать правила работы в
иллюстрациями учебника.
кабинете, обращения с
Коммуникативные УУД:
лабораторным оборудованием
-уметь распределять роли при
выполнении л.р. в парах , в
группах.
Регулятивные:
оценка достижения результата
деятельности.
Коммуникативные:
умение выражать свою точку
зрения по данной проблеме.
Клеточное строение живых
Выявлять части клетки на
Resh.edu.r
организмов. Клетка. Части
рисунках учебника,
u
клетки и их назначение.
характеризовать их значение. Урок 6.
Понятие о ткани.
Сравнивать животную и
растительную клетки,
находить черты их сходства и
различия.
Различать ткани животных и
растений на рисунках
учебника, характеризовать их
строение, объяснять их
функции.
Наблюдать части и органоиды
клетки на готовых
микропрепаратах под малым
и большим увеличением

7.

Ткани.

19.10

Научная
лаборатория.
Комбинированный

8.

«Химический
26.10
состав клетки».
Научная
лаборатория.

Комбинированный

9.

Процессы
09.11
жизнедеятельнос
ти клетки.

10

Обобщение и
16.11
систематизация
знаний по теме:
«Биология –
наука о живом
мире».

Ткани животных и растений.
Их функции.

микроскопа и описывать их.
Различать отдельные клетки,
входящие в состав ткани.
Обобщать и фиксировать
результаты наблюдений,
делать выводы.
Соблюдать правила работы в
кабинете биологии,
обращения с лабораторным
оборудованием

Химические вещества клетки.Общеучебные:
Различать
Resh.edu.r
Неорганические вещества
поиск и выделение информации. неорганические и
u
клетки, их значение для
Коммуникативные:
органические вещества
Урок 5.
клетки и организма.
умение выражать свою точку
клетки, минеральные соли,
Органические вещества
зрения по данной проблеме.
объяснять их значение для
клетки, их значение для
организма.
жизни организма и клетки
Наблюдать демонстрацию
опытов учителем,
анализировать их результаты,
делать выводы.
Анализировать
представленную на рисунках
учебника
Основные процессы,
Логические:
Оценивать значение питания,
присущие живой клетке:
установление-причиннодыхания, размножения для
дыхание, питание, обмен
следственных связей;
жизнедеятельности клетки.
веществ, рост, развитие,
Общеучебные:
Характеризовать
размножение. Размножение поиск и выделение информации; биологическое значение
клетки путём деления.
Коммуникативные:
понятия «обмен веществ».
Передача наследственного умение выражать свою точку
Объяснять сущность процесса
материала дочерним клеткам. зрения по данной проблеме.
деления клетки,
Взаимосвязанная работа
анализировать его основные
частей клетки,
события.
обусловливающая её
Устанавливать
жизнедеятельность как
последовательность деления
целостной живой системы —
ядра и цитоплазмы клетки,
биосистемы
используя рисунок учебника.
Аргументировать вывод о
том, что
клетка — живая система
(биосистема)
Регулятивные:
Анализировать информацию
оценка качества усвоения
учителя о выдающихся
пройденного материала;
учёных-естествоиспытателях.
Коммуникативные:
Выделять области науки, в
умение выражать свою точку
которых работали конкретные
зрения по данной проблеме.
учёные, оценивать сущность
их открытий.

Тематический
контроль

11.

Царства живой 23.11
природы.
Урок
путешествие.
Красная книга
Бурятии
Изучение нового
материала.

12.

Бактерии:
30.11
строение и
жизнедеятельнос
ть.
Комбинированный
урок.

13.

Значение
бактерий в
природе и для
человека.
Урок
исследование

07.12

Называть имена
отечественных учёных,
внёсших важный вклад в
развитие биологии.
Формулировать вывод о
вкладе учёных в развитие
наук о живой и неживой
природе и его значении для
человечества.
Рисовать (моделировать)
схему строения клетки.
Участвовать в обсуждении
проблемных вопросов темы,
аргументировать свою точку
зрения.
Оценивать свои достижения и
достижения одноклассников
по усвоению учебного
материала
Тема 2.Многообразие
Регулятивные:
Объяснять сущность термина
живых организмов
определение последовательности«классификация».
Классификация живых
действий для получения
Определять предмет науки
организмов. Раздел биологии конечного результата
систематики. Различать
— систематика. Царства
Коммуникативные:
основные таксоны
клеточных организмов:
постановка проблемных
классификации — «царство»
бактерий, грибов, растений и вопросов и их решение.
и «вид».
животных. Вирусы —
Характеризовать вид как
неклеточная форма жизни: их
наименьшую единицу
строение, значение и меры
классификации.
профилактики вирусных
заболеваний. Вид как
наименьшая единица
классификации
Бактерии — примитивные Общеучебные:
Характеризовать особенностиResh.edu.r
одноклеточные организмы. поиск и выделение информации, строения бактерий.
u
Строение бактерий.
смысловое чтение текста
Описывать разнообразные Урок 11.
Размножение бактерий
учебника, использование
формы бактериальных клеток
делением клетки надвое.
дополнительной информации. на рисунке учебника.
Бактерии как самая древняя
Различать понятия:
группа организмов. Процессы
«автотрофы», «гетеротрофы»,
жизнедеятельности бактерий.
«прокариоты», «эукариоты».
Понятие об автотрофах и
Характеризовать процессы
гетеротрофах, прокариотах и
жизнедеятельности бактерии
эукариотах
как прокариот.
Сравнивать и оценивать роль
бактерий-автотрофов и
бактерий-гетеротрофов в
природе
Логические:
Характеризовать важную роль
Роль бактерий в природе.
построение
логической
цепочки
бактерий в природе.
Симбиоз клубеньковых
рассуждений, установление
Устанавливать связь между
бактерий с растениями.
взаимосвязей процессов и
растением и клубеньковыми
Фотосинтезирующие
бактериями на рисунке
бактерии. Цианобактерии как явлений.
Общеучебные:
учебника, объяснять термин
поставщики кислорода в
поиск и выделение информации. «симбиоз».
атмосферу. Бактерии,
Выявлять наличие
обладающие разными типами Коммуникативные:
умение выражать свою точку
фотосинтеза у цианобактерии,
обмена веществ. Процесс
зрения
по
данной
проблеме.
оценивать его значение для
брожения.
природы.
Роль бактерий в природе и
Различать бактерии по их
жизни человека. Средства
роли в природе и жизни
борьбы с болезнетворными
человека.
бактериями
Характеризовать полезную
деятельность бактерий, их
использование в народном

14

Растения.

14.12

Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок.

15

Животные.
21.12
Одноклеточные
животные.

16

Многоклеточные28.12
животные.
Красная книга
Бурятии

17

Грибы.
Урок
путешествие.
«В наш лес по
грибы»
Изучение нового
материала

хозяйстве.
Сопоставлять вред и пользу,
приносимые бактериями
природе и человеку, делать
выводы о значении бактерий
Представление о флоре.
Регулятивные:
Характеризовать главные
Resh.edu.r
Отличительное свойство
постановка целей и задач
признаки растений.
u
растений. Хлорофилл.
обучения.
Различать части цветкового Урок 15.
Значение фотосинтеза.
Общеучебные:
растения на рисунке
Сравнение клеток растений и поиск и выделение информации. учебника, выдвигать
бактерий. Деление царства Коммуникативные:
предположения об их
растений на группы:
определение способов
функциях.
водоросли, цветковые
взаимодействия со сверстникамиСравнивать цветковые и
(покрытосеменные),
и учителем.
голосеменные растения,
голосеменные, мхи, плауны,
характеризовать их сходство
хвощи, папоротники.
и различия.
Строение растений. Корень и
Характеризовать мхи,
побег. Слоевище водорослей.
папоротники, хвощи, плауны
Основные различия
как споровые растения,
покрытосеменных и
определять термин «спора».
голосеменных растений. Роль
Выявлять на рисунке
цветковых растений в жизни
учебника различия между
человека
растениями разных
систематических групп.
Сопоставлять свойства
растительной и
бактериальной клеток, делать
выводы.
Характеризовать значение
растений разных
систематических групп в
жизни человека
Представление о фауне.
Распознавать одноклеточных
Особенности животных.
и многоклеточных животных
Одноклеточные и
на рисунках учебника.
многоклеточные организмы.
Характеризовать простейших
Роль животных в природе и
по рисункам учебника,
жизни человека. Зависимость
описывать их различие,
от окружающей среды
называть части их тела.
Resh.edu.r
Сравнивать строение тела
u
амёбы с клеткой эукариот, Урок 17.
делать выводы.
Называть многоклеточных
животных, изображённых на
рисунке учебника.
Различать беспозвоночных и
позвоночных животных.
Объяснять роль животных в
жизни человека и в природе.
Характеризовать факторы
неживой природы,
оказывающие влияние на
жизнедеятельность животных
Общая характеристика
Общеучебные:
Устанавливать сходство
Resh.edu.r
грибов. Многоклеточные и поиск и выделение информации. грибов с растениями и
u
одноклеточные грибы.
Коммуникативные:
животными.
Урок 12.
Наличие у грибов признаков умение выражать свою точку
Описывать внешнее строение
растений и животных.
зрения по данной проблеме.
тела гриба, называть его
Строение тела гриба.
части.
Грибница, образованная
Определять место
гифами. Питание грибов:
представителей царства
сапротрофы, паразиты,
Грибы среди эукариот.
симбионты и хищники.
Называть знакомые виды
Размножение спорами.
грибов.
Симбиоз гриба и растения —
Характеризовать питание

грибокорень (микориза)

18

Многообразие и
значение грибов.
Урок игра
Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок.

19

Лишайники.
Комбинированный
урок

20

Значение живых
организмов в
природе.
Урок
исследование

21

Контрольная
работа №1 по
теме:
«Многообразие
живых
организмов».
Урок контроля

Строение шляпочных грибов.
Плесневые грибы, их
использование в
здравоохранении (антибиотик
пенициллин). Одноклеточные
грибы — дрожжи. Их
использование в
хлебопечении и пивоварении.
Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора и
употребления грибов в пищу.
Паразитические грибы. Роль
грибов в природе и жизни
человека

Общая характеристика
лишайников. Внешнее и
внутреннее строение,
питание, размножение.
Значение лишайников в
природе и жизни человека.
Лишайники — показатели
чистоты воздуха

Животные и растения,
вредные для человека. Живые
организмы, полезные для
человека. Взаимосвязь
полезных и вредных видов в
природе. Значение
биологического разнообразия
в природе и жизни человека.

Регулятивные:
оценка качества усвоения
пройденного материала.

грибов.
Различать понятия:
«сапротроф», «паразит»,
«хищник», «симбионт»,
«грибокорень», пояснять их
примерами
Характеризовать строение
шляпочных грибов.
Подразделять шляпочные
грибы на пластинчатые и
трубчатые.
Описывать строение
плесневых грибов по рисунку
учебника.
Объяснять термины
«антибиотик» и
«пенициллин».
Распознавать съедобные и
ядовитые грибы на таблицах и
рисунках учебника.
Участвовать в совместном
обсуждении правил сбора и
использования грибов.
Объяснять значение грибов
для человека и для природы
Выделять и характеризовать
главную особенность
Resh.edu.r
строения лишайников —
u
симбиоз двух организмов — Урок 13.
гриба и водоросли.
Различать типы лишайников
на рисунке учебника.
Анализировать изображение
внутреннего строения
лишайника.
Выявлять преимущества
симбиотического организма
для выживания в
неблагоприятных условиях
среды.
Характеризовать значение
лишайников в природе и
жизни человека
Определять значение
https://m.y
животных и растений в
outube.co
природе и жизни человека по m>watch
рисункам учебника.
Видеоуро
Доказывать на примерах
к
ценность биологического
Инфоурок
разнообразия для сохранения
равновесия в atchприроде.
Объяснять необходимость
охраны редких видов и
природы в целом.
Оценивать свои достижения и
достижения одноклассников
по усвоению учебного
материала

знаний
22

Среды жизни
планеты Земля
Урок
путешествие.
Урок изучение
нового материала.

23

Экологические
факторы среды
Комбинированный
урок.

24

Приспособления
организмов к
жизни в природе
Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок.

25

Природные
сообщества
Комбинированный
урок.

26

Природные зоны
России.
Урок
путешествие.

Тема 3. Жизнь организмов Общеучебные:
Характеризовать особенности
на планете Земля.
поиск и выделение информации условий сред жизни на Земле.
Многообразие условий
Коммуникативные:
Характеризовать организмовобитания на планете. Среды определение целей и способов паразитов, изображённых на
жизни организмов.
взаимодействия со сверстникамирисунке учебника.
Особенности водной,
в поиске и сборе информации Приводить примеры
почвенной, наземнообитателей организменной
воздушной и организменной
среды — паразитов и
сред. Примеры организмов —
симбионтов, объяснять их
обитателей этих сред жизни
воздействие на организм
хозяина
Условия, влияющие на жизнь
Различать понятия:
https://info
организмов в природе, —
«экологический фактор»,
urok.ru
экологические факторы
«фактор неживой природы»,
среды. Факторы неживой
«фактор живой природы»,
природы, факторы живой
«антропогенный фактор».
природы и антропогенные.
Характеризовать действие
Примеры экологических
различных факторов среды на
факторов
организмы, приводить
примеры собственных
наблюдений.
Аргументировать
деятельность человека в
природе как антропогенный
фактор
Влияние среды на организмы.
Приспособленность
организмов к условиям своего
обитания. Биологическая роль
защитной окраски у
животных, яркой окраски и
аромата у цветков, наличия
соцветий у растений

Потоки веществ между живойРегулятивные:
и неживой природой.
целеполагание.
Взаимодействие живых
Логические:
организмов между собой.
анализ объектов с целью
Пищевая цепь. Растения — выделения признаков
производители органических
веществ; животные —
потребители органических
веществ; грибы, бактерии —
разлагатели. Понятие о
круговороте веществ в
природе. Понятие о
природном сообществе.
Примеры природных
сообществ

Понятие природной зоны.
Различные типы природных
зон: влажный тропический
лес, тайга, тундра,
широколиственный лес,

Выявлять взаимосвязи между
действием факторов среды и
особенностями строения и
жизнедеятельности
организмов.
Объяснять причины сезонных
изменений у организмов,
приводить примеры
собственных наблюдений.
Характеризовать
приспособленность животных
и растений к среде обитания
по рисункам учебника
Определять понятие
https://m.y
«пищевая цепь».
ou/tube.co
Анализировать элементы
m>watch.y
круговорота веществ на
outube
рисунке учебника.
Объяснять роль различных
организмов в круговороте
веществ.
Различать понятия:
«производители»,
«потребители»,
«разлагатели», «природное
сообщество».
Характеризовать разные
природные сообщества.
Объяснять роль живых
организмов и круговорота
веществ в природном
сообществе
Определять понятие
«природная зона».
Распознавать и
характеризовать природные
зоны России по карте,

27

Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок.

степь. Природные зоны
России, их обитатели. Редкие
и исчезающие виды
природных зон, требующие
охраны

Жизнь
организмов на
разных
материках
Урок
путешествие.

Понятие о материке как части
суши, окружённой морями и
океанами. Многообразие
живого мира нашей планеты.
Открытие человеком новых
видов организмов.
Своеобразие и уникальность
живого мира материков:
Африки, Австралии, Южной
Америки, Северной Америки,
Евразии, Антарктиды

Урок изучения
нового материала

28

Жизнь
организмов в
морях и океанах.
Живые
организмы
Байкала.
Комбинированный
урок.

Условия жизни организмов в
водной среде. Обитатели
мелководий
и средних глубин.
Прикреплённые организмы.
Жизнь организмов на
больших глубинах.
Приспособленность
организмов к условиям
обитания.

приведённой в учебнике.
Различать и объяснять
особенности животных
разных природных зон.
Объяснять роль Красной
книги в охране природы,
приводить примеры редких
растений и животных,
охраняемых государством
Характеризовать и сравниватьЖизнь на
расположение и размеры
материках
материков Земли по карте, | Биология
приведённой в учебнике.
5 класс
Объяснять понятие «местный #21|
вид». Характеризовать
Инфоурок
особенности местных видов
организмов, их
приспособленность к среде
обитания.
Называть примеры флоры и
фауны материков по
рисункам учебника.
Анализировать свои
впечатления от встречи с
представителями флоры и
фауны разных материков в
зоопарке, ботаническом саду,
музее.
Оценивать роль человека в
сохранении местных видов на
Земле

Регулятивные:
Описывать разнообразие
постановка целей и задач
живого мира в морях и
обучения.
океанах по рисункам
Личностные:
учебника. Выделять
мотивация обучения
существенные признаки
Общеучебные:
приспособленности
поиск и выделение информации. организмов к среде обитания.
Коммуникативные:
Объяснять причины
умение выражать свою точку
прикреплённого образа жизни
зрения по данной проблеме.
мидий, водорослей и особого
строения тела у рыб.
Оценивать значение
планктона для других живых
организмов по рисунку
учебника. Характеризовать
условия обитания на больших
глубинах океана.
Аргументировать
приспособленность
глубоководных животных к
среде своего обитания.
Рисовать (моделировать)
схему круговорота веществ в
природе.
Принимать участие в
обсуждении проблемных
вопросов.
Строить схему круговорота

29

Итоговая
контрольная
работа.

30

Как появился
человек на
Земле»
Изучение нового
материала.

веществ в природе с
заданными в учебнике
объектами живого мира.
Оценивать свои достижения и
достижения одноклассников
по усвоению учебного
материала темы
Познавательные УУД
1. Формирование умения
ориентироваться в учебнике,
находить и использовать нужную
информацию.
2. Формирование умения
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать
факты и явления; выявлять
причины и следствия простых
явлений.
3.Создавать схематические
модели с выделением
существенных характеристик
объекта.
Коммуникативные
1. Формировать умения слушать
и понимать речь других людей.
2. Формирование умения
самостоятельно организовать
учебное взаимодействие при
работе в группе.
Регулятивные
1.Формирование умения
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель
учебной деятельности
( формулировка вопроса урока)
2. Формирование умения в
диалоге с учителем
совершенствовать
самостоятельно выработанные
критерии оценки.
3. Составлять (в группе) план
решения проблемы.
Тема 4. Человек на планете Коммуникативные:
Земля.
постановка вопросов и
Когда и где появился человек.инициативное сотрудничество в
Предки Человека разумного. поиске и сборе информации.
Родственник человека
современного типа —
неандерталец. Орудия труда
Человека умелого. Образ
жизни кроманьонца.
Биологические особенности
современного человека.
Деятельность человека в
природе в наши дни

Характеризовать внешний вид
раннего предка человека,
сравнивать его с обезьяной и
современным человеком.
Выделять особенности
строения тела и
жизнедеятельности
неандертальцев.
Описывать особенности
строения тела и условия
жизни кроманьонцев по
рисунку учебника.
Устанавливать связь между
развитием головного мозга и
поведением древних людей.
Характеризовать
существенные признаки
современного человека.
Объяснять роль речи и
общения в формировании

31

Как человек
изменял природу
Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок

32

Важность охраны
живого мира
планеты
Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок

33

Сохраним
богатство живого
мира.
Красная книга
Бурятии
Комбинированный
урок

34

Обобщение и
систематизация
знаний по теме:
«Человек на
планете Земля».
Тематический
контроль.

современного человека.
Доказывать, что современный
человек появился на Земле в
результате длительного
исторического развития
Изменение человеком
Личностные УУД
Анализировать пути
окружающей среды.
1. Постепенно выстраивать
расселения человека по карте
Необходимость знания
собственное целостное
материков Земли.
законов развития живой
мировоззрение.
Приводить доказательства
природы. Мероприятия по 2.Оценивать жизненные
воздействия человека на
охране природы
ситуации с точки зрения
природу.
безопасного образа жизни и
Выявлять причины
сохранения здоровья.
сокращения лесов, объяснять
3. Формировать экологическое ценность лесопосадок.
мышление: умение оценивать Аргументировать
свою деятельность и поступки необходимость охраны
других людей с точки зрения
природы.
сохранения окружающей среды- Обосновывать значимость
гаранта жизни и благополучия знания законов развития
людей на Земле.
природы для охраны живого
мира на Земле
Взаимосвязь процессов,
Называть животных,
происходящих в живой и
истреблённых человеком.
неживой природе. Причины
Характеризовать состояние
исчезновения многих видов
редких видов животных,
животных и растений. Виды,
занесённых в Красную книгу.
находящиеся на грани
Объяснять причины
исчезновения. Проявление
сокращения и истребления
современным человечеством
некоторых видов животных,
заботы о живом мире.
приводить примеры.
Заповедники, Красная книга.
Объяснять значение Красной
Мероприятия по
книги, заповедников.
восстановлению численности
Характеризовать запрет на
редких видов и природных
охоту как мероприятие по
сообществ
охране животных
Регулятивные:
Аргументировать ценность
Ценность разнообразия
биологического разнообразия
живого мира. Обязанности постановка целей и задач
обучения.
для природы и человека.
человека перед природой.
Оценивать роль деятельности
Примеры участия школьниковЛичностные:
мотивация обучения
человека в природе.
в деле охраны природы.
Общеучебные:
Приводить примеры своей
Результаты бережного
поиск
и
выделение
информации.
деятельности в природе и
отношения к природе.
Коммуникативные:
общения с живыми
Примеры увеличения
умение выражать свою точку
организмами.
численности отдельных
зрения по данной проблеме.
Проектировать мероприятия
видов. Расселение редких
по охране растений и
видов на новых территориях.
животных в период летних
каникул (заготовка кормов
для зимующих птиц,
постройка кормушек, охрана
раннецветущих растений и
пр.).
Оценивать свои достижения и
достижения одноклассников
по усвоению учебного
материала


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (30138) 93-4-91, +7 (30138) 93-1-89

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».